
- резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;
- уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры;
- снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;
- недостаточная сформированность мелкой моторики;
- значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности;
- рост "экранной" зависимости;
- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности;
- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
- ассенизация телосложения и снижение мышечной силы;
- рост каждые 10 лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;
- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение численности одаренных детей.
Также педагоги «нарисовали» портрет современного ребенка, исходя из собственных наблюдений: как развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, воспитываемый телевизором и т.д. Современный ребенок не такой, каким был его сверстник десятилетия назад.
Необходимо отметить, что роль педагога ДОУ в организации непосредственно-образовательной деятельности и в работе с участниками образовательного процесса при создавшихся условиях, как никогда ранее, не просто возрастает, но и должна измениться, ориентируясь на раскрытие умений ребенка, способов приобретения знаний, развития способности детей мыслить, а главное, поддерживать их психическое и физическое здоровье.